***

…От волнения Зумруд то и дело поправляет спадающий на глаза платок цвета желтых осенних листьев и вытирает слезы. «У нас, аварцев, — рассказывает она, — много разных песен о нашей земле, о любви к ребенку, об уважении к матери, про кавказскую войну и имама Шамиля. Но есть и другая песня. Ее сочинила моя тетя, в детстве жившая с мачехой. Когда она пела ее, все вокруг плакали».

Зумруд переводит ее без рифмы, иногда с трудом подбирая русские слова, но литературность тут не имеет значения, ведь в песне поется:

Ненужные разговоры мачехи,
Хинкал, который она готовит,
Надоели мне.
Мама, ради Аллаха, забери меня домой!
Ведь я забыла, что такое сон и твоя ласка.
Я так соскучилась по ней…

«Как все удивительно в этом мире, — говорит она. — Вот вроде бы речь о мачехе и несчастной девушке, а на самом деле — обо всех нас. Мы ведь сами чуть не превратились, как девушка из песни, в этакую бедолажку при злой мачехе, которой могли стать для нас боевики, если бы захватили в 99-м Дагестан».

************************************************************************************************************************************************Вместо послесловия

На прошедшей 20 июня прямой линии с Владимиром Путины жители села Ботлих попросили президента приравнять ополченцев к ветеранам боевых действий. В ответ, уже 2 августа, президент подписал внесенные в Федеральный закон «О ветеранах» изменения. Согласно им, начиная с 2020 года предусматривается широкий перечень мер соцподдержки, в том числе льготы по пенсионному обеспечению, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, изменения дают право на статус инвалида боевых действий и соответствующие материальные льготы ополченцам, получившим ранения, контузии или увечья во время службы в отрядах самообороны Дагестана. Впрочем, мнения самих ополченцев на этот счет разделились. Часть из них уверена, что льготы достанутся тем, кто во время боевых действия «лежал на диване». Есть те, кто считает привилегии почти что унижением, потому что «воевал не за награды, а за Родину». Большинство, впрочем, новый закон приветствует — не из-за льгот, а «чтобы внуки знали, чем занимались их деды и бабки».

PS: Редакция благодарит Абакара Мунгиева за помощь в подготовке материала

Источник