Два музея: музей блокады вновь открыт, музей Рахманинова получил новый статус

Музей обороны и блокады Ленинграда разместили на 40 000 квадратных метрах; территорию музея-усадьбы Рахманинова увеличат до 100 гектаров.

В Санкт-Петербурге после реконструкции вновь открыл двери Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Это произошло в День памяти жертв блокады Ленинграда — 8 сентября. Здание обновленного музея осталось то же — в Соляном переулке, где еще в 1940-е годы появились первые экспонаты будущего музея.
Музей блокады Ленинграда уникален. Создавали его в самый разгар войны, а начиналась экспозиция с рисунков художников, которые те делали на фронте, в перерывах между боями. История музея началась зимой 1943 года.
На 40 000 квадратных метрах в 37 залах посетители могли увидеть полную картину жизни города. Начиная от фотографий героев и продовольственных карточек рядом с солдатским письмом, заканчивая страшным — военным самолетом, висящим под потолком, и трамваем, в который попал снаряд. В развороченном взрывом транспорте сохранились личные вещи погибших пассажиров, сообщает spb.aif.ru.
К 1949 году музей, имевший статус республиканского значения, посетили более миллиона человек. Многие артефакты можно было трогать руками: танки, оружие, форму. Но музей не просуществовал и пяти лет. Началось так называемое «Ленинградское дело» — руководство музея обвинили в искажении хода исторических событий в годы войны, сотрудников подвергли репрессиям. В 1953 году музей блокады закрыли окончательно. А многие экспонаты уничтожили.
Вновь возродили музей спустя четыре десятилетия — в 1989 году от фронтовиков и поисковых отрядов началось массовое поступление военных орденов, оружия, формы, предметов быта. Коллекция стала поистине народной.
«Когда музей закрывали на реконструкцию, мы сразу решили, что будет не совсем верно собрать экспозицию в прежнем виде, — рассказывает директор музея Елена Лезик. — Поэтому, посоветовавшись с жителями блокадного города, показав им проект, создали обновленную экспозицию, строго зонированную. Наша цель — показать не просто предметы (кстати, коллекция пополнилась личными вещами одного из руководителей Ленинграда Алексея Кузнецова и военной формой девушки-бойца НПВО). Главное — рассказать историю преодоления, историю подвига».
Площадь музея после реконструкции увеличилась, и пространство решили использовать по максимуму, используя принципы построения экспозиции 40-х годов. Так, на стенах вдоль лестницы появились портреты военачальников, сражавшихся на Ленинградском фронте. Зал для экспозиций разделили на несколько частей, задействовав и пол: посетителям придется идти по стеклянной поверхности, в которую вмонтированы артефакты военного времени. Вперемешку с песком (кстати, его привезли с Пулковских высот) и разбитыми кирпичами лежат пробитые каски бойцов. Сломанное оружие. Гранаты. Разбитые головы скульптур, украшавших фасады.
Отдельный раздел — «Дорога жизни». Предельно реалистично сымитированный тонкий лед под ногами гостя напоминает о трудностях создания самой дороги, страшных потерях и спасении людей.
Прочувствовать весь ужас войны можно и в специальных комнатах. Вот булочная — с пустыми полками. На весах лежит маленький кусочек хлеба, на который с тоской смотрит маленький мальчик, едва достающий до прилавка. В его руках талон на еду.
Дальше — комната жителя осажденного города. Небольшая железная кровать с подушками, стол, картины на стене. Время здесь словно остановилось — на отрывном календаре лето, но предметы говорят о другом — за окном зима. Почему жилец этой квартиры перестал следить за датой. Погиб? Или уехал из блокадного города?
«Каждую инсталляцию мы нарочно сделали такой, чтобы можно было остановиться и подумать о ней, — продолжает Елена Лезик. — Мы говорим об этом реконструкциями, мизансценами из жизни Ленинграда, причем они не перенасыщены экспонатами. Но даже так мы смогли воссоздать ту атмосферу, которая была. И умышленно отошли от того, чтобы буквально показывать ужасы войны».
Незримые, но прочувствовать их можно, глядя на экспозицию. Вот комната НКВД, за ней театральная гримерка. В блокадном городе не забывали об искусстве — сотни художников приносили свои картины в фонды, многие из них сохранились. А это — сидящие на уроке школьники. Только вместо окон — холодные стены бункера.
Но в музее не только показывают экспонаты. Отдельно здесь проводят экскурсии и лекции. Причем язык для описания будут выбирать разный. Детям расскажут о тех вещах, которые нужно знать и помнить. Со взрослыми обсудят моральную сторону, те вопросы, которые не проходят в школе. Например, как вели себя граждане в условиях голода, ежедневных бомбардировок и непонимания, что будет завтра.
Кстати, изучить некоторые вопросы можно самостоятельно. В музее создана мультимедийная комната с огромной коллекцией фотографий, писем, воспоминаний блокадников. С экрана нетрудно прочесть блокадный дневник, рассмотреть детали на черно-белых фото.
«Конечно, музей будет и дальше развиваться, — говорит директор. — В наших планах создать проект «Архипелаг Памяти», который позволит показать масштабы событий в блокадном Ленинграде».
Коллекция музея начиналась с 38 865 экспонатов. Несмотря на то, что после «Ленинградского дела» были уничтожены ценные артефакты, ныне она насчитывает 54 000 единиц. Ежегодно фонды пополняются — петербуржцы продолжают нести сюда личные вещи.
На реконструкцию потратили 150 миллионов рублей. За эти деньги был восстановлен архитектурный декор музея, отремонтированы подвалы, инженерные сети, полы, лестницы, усилен фундамент здания, а также закуплено необходимое мультимедийное оборудование.
Не все экспонаты музея настоящие. Например, скомканные немецкие флаги, брошенные под гусеницы танка, — новодел. Оригинальные артефакты слишком ценны, чтобы поступать с ними таким образом. В стеклянный пол вмонтированы ненастоящие ружья — это сделано в целях безопасности.

У музея композитора Сергея Рахманинова в селе Ивановка Уваровского района Тамбовской области тоже есть новости. Он получил статус музея-заповедника регионального значения. Об этом агентству Интерфакс Туризм сообщил директор музея Александр Ермаков.
«Статуса музея-заповедника мы добивались 19 лет, он позволяет нам попасть в правовое поле, под защиту федерального закона о музейном фонде и музеях. Теперь у музея-заповедника будут новые охранные зоны, которые позволят включить в территорию усадьбы водоемы и местечко Синий куст, которые раньше никак не охранялись», — пояснил Ермаков.
Он подчеркнул, что новый статус позволит до конца года увеличить территорию музея-усадьбы в три раза — до 100 га.
В июне прошлого года госорган по охране памятников региона включил в перечень выявленных объектов культурного наследия имение дворян Сатиных «Ивановка», где расположен музей-усадьба Рахманинова. При этом под охрану планировалось взять около 5 тыс. га земли — большую часть деревни Ивановка, где расположена усадьба-музей Рахманинова, поселки Красный, Сабуровский, Ивановское товарищество и кладбище на территории бывшего села Вязовка.
До сих пор под госохраной находилось лишь здание усадьбы Сатиных (музей Рахманинова), являющееся памятником федерального значения и прилегающая территория площадью 18 га.

Источник