Миниатюры из ларца

Живописные миниатюры пополнили коллекцию музея «Царское село».

Миниатюры из ларца

Санкт-Петербург, г. Пушкин, ГМЗ «Царское село». Миниатюры
©
Пресс-служба ГМЗ «Царское село»

Музей-заповедник «Царское Село» приобрёл уникальную коллекцию из пяти живописных миниатюр, некогда украшавших броши и подвеску императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III. Это стало возможным благодаря финансовой помощи благотворительного фонда «Транссоюз». Миниатюры хранились в частном лондонском собрании. Они были частью архива Романовых, большую часть которого (более 200 единиц) музей приобрел в 2017 году тоже с помощью меценатов, сообщает пресс-служба ГМЗ «Царское Село».
На портретах изображены ближайшие родственники императрицы Марии Фёдоровны — её супруг император Александр III; сын Николай II (в детстве, юности и зрелом возрасте) и императрица Александра Фёдоровна. В 1919 году Марии Фёдоровне удалось вывезти из страны часть своих украшений. Позже ее дочь, великая княгиня Ксения Александровна, унаследовала драгоценности матери. Часть из них она продала английской фирме R.G. Hennel&Sons, о чём свидетельствует опись, сделанная 29 мая 1929 года. Под номерами 37-39 значатся две броши и подвеска с миниатюрными портретами, которые вынули из этих драгоценностей и возвратили владелице. Ювелиры разложили их по конвертам и подписали в соответствии с описью. Рукой Ксении Александровны конверты подписаны карандашом: «Папа», «Ники», «Ники и Аликс».
«Эти миниатюры вместе с украшениями, в которые они были вмонтированы, хранились когда-то в легендарном ларце с драгоценностями императрицы Марии Федоровны, который она вывезла из России после революции. Они разделили драматическую судьбу своей владелицы, вынужденную покинуть страну, и чудом сохранились до наших дней. Их возвращение в Россию произошло благодаря помощи благотворительного фонда «Транссоюз». Раньше он помог музею возродить Агатовые комнаты и три лазуритовых портала в Лионском зале Екатерининского дворца», — говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
По оценке специалистов, миниатюры выполнены с высоким мастерством. Без него невозможно было бы создать портреты такого размера: самый маленький имеет размер всего 8 х 6 мм (портрет императора Николая II в зрелом возрасте). Самые большие портреты — Николая II в детстве и юношестве — имеют диаметр 18 мм. Точно известно авторство этих двух портретов. Их выполнил художник Александр Вегнер (1826—1894) — русский портретист, академик Императорской Академии художеств.
Все миниатюры выполнены гуашью и акварелью на слоновой кости в 1860-1890-е годы.
«Теперь музей обладает одной из крупнейших коллекций портретов последнего российского императора Николая II. Самый большой портрет имеет размер 3 х 1,5 метра — это полотно Александра Маковского — выставлен на экспозиции «Романовы в Царском Селе» в Екатерининском дворце, самый маленький (8 х 6 мм) входит в число приобретенных миниатюр», — говорит хранитель фонда живописи ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская.
В 2017 году, благодаря помощи Сбербанка, музей-заповедник «Царское Село» стал обладателем архива Романовых. Это самая большая цельная коллекция документов и фотографий, связанных с венценосной династией, которая пополнила фонды музея за почти сто лет его существования. Она охватывает период с середины 1860-х по 1928 год. С исторической, мемориальной точки зрения архив бесценен. Приобретенные миниатюры тоже происходят из этой коллекции. Они будут храниться в фонде живописи, участвовать в тематических временных выставках, а после завершения реставрации Александровского дворца пополнят его экспозицию.

Источник