Московские особняки реставрируют

Реставрационные работы будут проводиться по согласованному с Мосгорнаследием проекту и под контролем специалистов ведомства.

Московские особняки реставрируют

Москва. Особняк XIX — начала XX века на Ленинградском проспекте
©
Пресс-служба мэра Москвы

Бывшую дачу купцов и фабрикантов XIX — начала XX века на Ленинградском проспекте ждет реставрация, передает пресс-служба мэра Москвы. Работы начнутся в ближайшее время. Они будут проводиться по согласованному с Мосгорнаследием проекту и под контролем специалистов ведомства.
Двухэтажный особняк с подвалом и антресолями, расположенный по адресу: Ленинградский проспект, дом 21, был возведен в первой трети XIX века в неоклассическом стиле. Автор проекта неизвестен. Нижнюю часть здания построили из кирпича, верхняя была деревянной. Отделяла границы владения каменная ограда.
Несмотря на то что за двухсотлетнюю историю здание сменило множество хозяев и неоднократно перестраивалось, главный фасад сохранил исторический облик. В его центральной части расположен фронтон, декорированный венком с лентами, и шесть колонн. Их капители украшены цветочными гирляндами. Окна вторых этажей с двух сторон обрамлены полуколоннами, а сверху отделаны прямыми карнизами — сандриками с листьями аканты. Кроме того, в декоре фасада присутствуют круглые розетки с растительными гирляндами.
«В 1900 году архитектор Федор Шехтель работал над созданием пристройки, в которой должен был разместиться зимний сад. Он произвел небольшие изменения и в самом доме. До наших дней пристройка не сохранилась. Однако в интерьерах дачи остались некоторые элементы отделки и убранства в стиле модерн, созданные по проекту Шехтеля. Это парадная мраморная лестница с кованым металлическим ограждением, а также лепной декор — карнизы и гирлянды из растений», — рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
В середине XIX века в Москве начался дачный бум. Государство стало выделять земли в 25 километрах от города под строительство фабрик и заводов, ресторанов и увеселительных заведений, а также дач. Вдоль Петербургского шоссе (с 1924 года — Ленинградское шоссе) начали появляться загородные усадьбы богатых купцов и промышленников.
Так, в 1880 году владельцем дачного участка с двухэтажным усадебным домом и служебными постройками становится купец Андрей Постников с супругой Клавдией Степановной. Он учредил Товарищество фабрики металлических изделий А.М. Постникова. Завод производил церковную утварь и кабинетную бронзовую скульптуру.
При них участок был разделен на три части. В первой располагался усадебный дом. Вторую отдали под фабричное производство — там находилось несколько строений. В третьей части разбили сад. С 1892 по 1900 год летом его сдавали в аренду Шарлю Омону. Здесь располагался знаменитый загородный театр «короля антрепризы», а также увеселительный парк с беседками, тиром и павильонами-ресторанами.
Затем особняк перешел во владение фабрикантов Коншиных. Они решили провести водяное отопление обновить интерьеры и пристроить к дому зимний сад. Для этого владельцы наняли знаменитого мастера стиля модерн Федора Шехтеля.
В 1913 году дача перешла во владение к сыну нефтяного промышленника Александра Манташева Иосифу. По его заказу в подвале появляется несколько новых хозяйственных помещений, а также восемь просторных комнат.
В советское время в особняке в разные годы находились общежитие НКВД, общежитие Академии воздушного флота имени Н.Е. Жуковского и Дворец пионеров. В 1970-х годах в дачном доме работал художник-мультипликатор Юрий Норштейн, создатель известного мультфильма «Ежик в тумане».
В 1970-е и 1990-е годы дом неоднократно горел. Во время пожаров были утрачены некоторые элементы внутреннего декора, а также все предметы интерьера XIX века.
«Капитальный ремонт здания был проведен в 1995 году. За 24 года здание обветшало и сейчас нуждается в реставрации. Предстоит отреставрировать кровлю особняка, парадную лестницу и деревянные оконные рамы. Кроме того, по историческим документам и фотографиям восстановят лепной декор здания, паркет и керамическую плитку на полу», — пояснил Алексей Емельянов.
Реставрационные работы проведут и на фасадах здания. Сначала их очистят от старой краски и штукатурки, которая уже местами отслоилась, заделают трещины на стенах специальными связующими составами. Поверхность стен выровняют и загрунтуют, а затем нанесут два слоя краски желтого цвета. Декоративные элементы при этом покрасят в белый цвет.
Каменную ограду вокруг бывшей дачи также приведут в порядок. Специалисты укрепят кладку, восстановят металлические распашные въездные ворота и воссоздадут утраченный лепной декор на столбах ограды.
Алексей Емельянов добавил, что здание бывшей дачи на Ленинградском проспекте, а также ограда вокруг него являются объектами культурного наследия регионального значения.
Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы столичного Департамента культурного наследия.
Так, в ближайшее время начнется реставрация Ванного домика в Нескучном саду. Уникальный образец старинного паркового павильона был построен в конце XVIII века в стиле классицизм.
Реставрации ждет и грот графа Орлова, он также находится в Нескучном саду. Специалисты приведут в порядок каменную кладку, а также восстановят исторический облик смотровой площадки. Оттуда можно любоваться Москвой-рекой, Екатерининским прудом, а также летним домиком графа Орлова.
Кроме того, на заседании Научно-методического совета при Мосгорнаследии эксперты определили предмет охраны старинного особняка Морозовой (объекта культурного наследия федерального значения) по адресу: Смоленский бульвар, дом 26/9, строение 1, сообщает пресс-служба мэра Москвы.
Здание является уникальным примером усадебной постройки XIX века. Значительный этап возведения дома связан с именем семейного архитектора Морозовых — Виктора Мазырина.
«Оформление интерьеров особняка Морозовой очень похоже на интерьеры дома Морозова на Воздвиженке, хотя и выполнено из более скромных материалов — гипса и дерева. При участии архитектора Виктора Мазырина в доме появились уникальные парадные залы, объединенные анфиладой. Их особенность заключается в том, что они оформлены в различных стилях и культур: «мавританский», «помпейский», «охотничий», «ренессанский», «греческий» и «египетский». Такой подход к оформлению был характерен для стиля эклектики», — прокомментировал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Руководитель ведомства рассказал, что в предмет охраны внесены все исторические декоративные элементы фасадов XIX века, включая скульптурные изображения античных фигур, ордерные композиции, художественный металл, внутреннюю анфиладную планировку с системой сводчатых перекрытий, а также уникальное декоративное оформление интерьеров памятника: монументальную живопись, скульптуру и мраморные камины.
«С начала 2019 года Мосгорнаследие утвердило предметы охраны уже 80 памятников архитектуры. Эксперты научно-методического совета при Департаменте регулярно проводят исследования уже внесенных в реестр зданий и тех домов, чья судьба еще только решается, для определения всех исторических элементов, которые должны находиться под охраной. На основе предмета охраны разрабатывается проект реставрации объекта культурного наследия», — добавил Алексей Емельянов.
В особняке Морозовой бывали многие знаменитые деятели культуры того времени. Среди них — художники Валентин Серов, Константин Коровин и Аполлинарий Васнецов, скульптор Павел Трубецкой, писатели Лев Толстой и Андрей Белый, композитор Александр Скрябин.
Предмет охраны — важнейшая информация об объекте культурного наследия. Эксперты проводят целый ряд исследований, чтобы определить, какие именно элементы памятника являются уникальными и требуют сохранения.
В настоящий момент, Мосгорнаследие проводит плановую работу по определению предметов охраны различных объектов культурного наследия. Это обусловлено тем, что ранее, при внесении здания в реестр памятников, составлять предмет охраны было не обязательно. Теперь же каждый объект должен обладать официальным предметом охраны.

Источник