В день старта проекта по восстановлению деревянного аэропорта в Лопшеньге в здании найден оклад иконы XIX века.
Архангельская область. Лопшеньга. Аэропорт
©
Пресс-служба национального парка «Онежское Поморье»
24 июля проектная команда ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» представила планы Парка по восстановлению действующего аэропорта в деревне Лопшеньга местным жителям, сообщает пресс-служба национального парка «Онежское Поморье». Группа в составе Александра Яковлева, Марина Мелютина, Яна Харитонова и Надежда Иниева встретилась с и.о. начальника аэропорта Александром Федотовым. Вместе с ним и Денисом Деменко (агентство «За_природу», Воронеж), специалисты осмотрели здание, дополнили перечень тем, которые будут представлены в экспозиции.
На чердаке аэровокзала под слоем пыли был найден оклад старой иконы «Нечаянная радость» конца XIX века. Находку сделал Евгений Буторин, заместитель директора Парка по охране территории. Все восприняли это как добрый знак и благословение на большое дело. После реставрации икона займёт своё место в экспозиции Визит-центра в Лопшеньге.
Инициатива по восстановлению здания лопшеньгского аэропорта — редкого образца деревянной архитектуры XX века — нашла поддержку сразу двух фондов — Президентских грантов и Благотворительного фонда Владимира Потанина, и реализуется в сотрудничестве со «2-м Архангельским объединённым авиаотрядом».
Сотрудники Парка — архитектор Вера Колтовая и главный инженер Андрей Самыловский — подготовили проект капитального ремонта.
Многие века основной транспортной артерией Летнего берега было море. С середины XX века в деревни Онежского полуострова стали летать самолёты АН-2. До сих пор они остаются здесь самым востребованным видом транспорта.
Благодаря проекту «Воздушные причалы Белого моря» край рыбаков и искусных мореплавателей станет местом создания музея малой авиации «Небесные причалы Онежского Поморья».
В старинной поморской деревне Лопшеньга началась история воздушного сообщения на Онежском полуострове — далёком 1937 году на берег моря (так как ещё не было посадочной полосы) приземлился лёгкомоторный самолёт, чтобы спасти роженицу. Решение о строительстве лопшеньгского воздушного порта было принято в начале 1960-х гг. Жители деревни корчевали и распиливали лес, убирали камни, расчищая будущую взлётно-посадочную полосу. Рядом возвели деревянное здание аэровокзала.
Сейчас в Лопшеньге до сих пор заходят на посадку «небесные маршрутки». Здание аэровокзала — один из семи сохранившихся действующих деревянных аэропортов Архангельской области.
История строительства аэродромов, личные воспоминания начальников аэровокзалов, пилотов и просто жителей деревень, роль авиации в развитии рыболовецких колхозов-«миллионеров», трагические и курьёзные страницы «поморских воздухоплавателей» будут представлены в здании действующего аэропорта с использованием подлинных предметов и современных экспозиционных технологий. А самым значимым и масштабным экспонатом музея станет настоящий самолёт АН-2, который встанет на «вечную стоянку» вблизи аэровокзала.
«Это будет «интерьерный музей», где люди смогут почувствовать атмосферу того времени — 1960 — 1970-х годов, — рассказала Марина Мелютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Парка. — Мы хотим рассказать личные истории авиаторов и руководителей аэропорта, представить предметы, которыми пользовались пассажиры и сотрудники наземных служб, создать интерактивные зоны».
«Самая главная задача, которую мы перед собой ставим, — говорит Александра Яковлева, начальник службы развития Парка и руководитель проекта, — это сделать аэропорт комфортным для людей. Чтобы в нём было тепло и хорошо пассажирам, и сотрудникам, интересно посетителям. В Архангельской области осталось всего семь действующих деревянных аэропортов, в наших руках исчезающее, но такое значимое наследие! И мы благодарны всем, кто помогает нам в этом деле: местным жителям, «2-му Авиаотряду», грантодателям».
Уже 15 августа на Онежский полуостров приедет команда волонтёров, и под руководством опытного строителя Дмитрия Кузнецова приступит к первому этапу работ — замене фундаментов здания.