Эксперты сочли преждевременным введение в действие электронной путевки 1 апреля 2020 года

Эксперты сочли преждевременным введение в действие электронной путевки 1 апреля 2020 года
Фото: pixabay.com

МОСКВА. 22 НОЯБРЯ. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – Участники круглого стола в Госдуме сочли преждевременным введение в действие 1 апреля 2020 года системы «Электронная путевка», предназначенной для учета всех подаваемых туроператорами и турагентствами организованных туров за рубеж.

7 ноября депутаты Валерий Газзаев, Сергей Боярский, Игорь Сапко и Дмитрий Сазонов внесли на рассмотрение Госдумы поправки в закон о туристской деятельности, которые обязывают туроператоров и турагентов формировать электронную путевку и размещать сведения о ней в системе, а также вводят запрет на реализацию туристского продукта без формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе. Также законопроект предполагает утверждение платы с туроператоров за пользование системой, ее размер будет установлен правительством. Первое чтение запланировано на декабрь 2019 года. В случае принятия поправки вступят в силу 1 апреля 2020 года.

В середине июня 2019 года правительство утвердило требования к использованию документов в электронной форме туроператорами, турагентами и туристами при покупке туров, а также правила обмена информацией в электронной форме между ними при реализации туристского продукта. Одно из требований к туроператорам и турагентам включает отправку в систему «Электронная путевка» данных о каждом проданном турпакете не позднее чем через 24 часа после оплаты тура.

За реализацию туристского продукта без формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе предусмотрена административная ответственность, штраф для юрлиц может достигать 1 млн рублей.

Оператором единой информационной системы электронных путевок было определено АО «Национальные туристические технологии» (НТТ), созданное в 2017 году в рамках трехстороннего соглашения между Ростуризмом, государственной корпорацией «Ростех» и АО «Концерн радиоэлектронные технологии». 15 ноября АО «НТТ» объявило о подготовке к запуску системы в тестовом режиме, сейчас компания проводит ее аудит.

Круглый стол по ситуации с внедрением электронной путевки был организован комитетом по физкультуре, спорту, туризму и молодежной политике. В нем приняли участие внесшие законопроект депутаты, туроператоры, представители Ростуризма и общественных организаций. Были приглашены на встречу и представители АО «НТТ», но не пришли.

Для чего нужна электронная путевка

«Мы видим электронную путевку как инструмент формирования достоверной информации об обязательствах, которые возникают у туроператоров и турагентов. Это будет являться основой формирования данных о параметрах рисков, которые берут на себя туроператоры при реализации продукта», — заявил на круглом столе с участием внесших законопроект депутатов замминистра экономического развития РФ Сергей Галкин.

Он напомнил, что сейчас страховые компании неохотно берутся за страхование туроператоров, так как этот бизнес имеет слишком много рисков. Как считают в Минэкономразвития, появление точных данных о числе проданных туроператорами путевок позволит страховым компаниям лучше оценивать риски туристического бизнеса и предоставлять гарантии, которые полностью их покрывают.

«Сейчас страховые компании ограниченно берут на себя данный вид страхования. Они не до конца понимают объем правоотношений и рисков, которые сопряжены с деятельностью туроператоров. Для дальнейшего развития рынка механизм электронной путевки выступает базой формирования достоверной информации об объемах риска», — добавил Галкин.

По его словам, это позволило бы снизить требования к фондам персональной ответственности туроператоров, в которые они обязаны отчислять средства.

Сроки введения путевки в действие нереальны

«Законопроект, который обязывает туроператоров заносить сведения о путевках в единую информационную базу электронных путевок и предлагает сделать это обязательным с 1 апреля 2020 года, можно принять только как концепцию. Предложенные сроки введения путевки в действие нереальны, так как до сих пор не решены проблемы с интеграцией системы в турбизнес», — сообщила порталу «Интерфакс-Туризм» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

По ее словам, большинство региональных туркомпаний понимают, что для обслуживания новой системы потребуется нанимать дополнительный персонал. Плюс платить за ее использование. «Если мы хотим избавиться от регионального турбизнеса, то такой закон вводить надо. Но ни развитию бизнеса, ни росту туризма он способствовать не будет», – подчеркнула Тюрина, напомнив, что в проекте Минэкономразвития речь шла речь о том, что туроператоры по выезду обязаны будут перейти на электронную путевку в 2021 году, а по внутреннему туризму – с 2022 года.

«Мы, конечно, за цифровизацию документооборота, обеспечение прозрачности бизнеса и защиту прав туристов как потребителей. Но предложенный законопроект иначе как авантюрой назвать трудно. Создание такой технически сложной информационной системы – дело непростое, да еще нужно время на ее тестирование в отраслевом масштабе, доработку, подключение туроператоров», — сказала представитель союза.

Но ключевое в проекте, как считают в РСТ, даже не сроки, а то, что функционирование этой системы, направленной на повышение эффективности контроля и надзора, должны оплатить туроператоры, а точнее, туристы, поскольку рост издержек неизбежно отразиться на стоимости турпродукта. «И это в дополнение к взносам туроператоров в фонды «Турпомощи», которые и без того у крупных компаний исчисляются сотнями миллионов рублей», — подчеркнула Тюрина.

Она напомнила, что туроператоры с 2017 года не имеют информации о состоянии проекта «Электронная путевка». «После передачи ее новым разработчикам ничего не изменилось. Скорее всего, сейчас она может работать лишь как инструмент учета и статистики, а для полноценной работы этой системы нужно немало времени. Кроме того, даже для крупных компаний с собственными отделами IT работать с ней будет непросто, а для средних и мелких компаний введение электронной путевки станет серьезной нагрузкой, в том числе финансовой», — рассказала Тюрина.

Сергей Галкин заметил, что ведомство видит эту проблему и обсуждает возможность предоставления небольшим компаниям уже готового IT-решения, чтобы снять лишнюю финансовую нагрузку.

Участники круглого стола подчеркивали, что сейчас непонятно, как выглядит система, насколько она готова к работе и какие задачи может решать.

Профильный комитет законопроект не поддержал

По итогам круглого стола Сергей Кривоносов заявил, что подкомитет по туризму Госдумы не поддерживает в нынешнем виде законопроект об обязательности использования туроператорами единой информационной системы электронных путевок. В первую очередь, из-за угрозы утечки персональных данных граждан.

Кроме того, по его мнению, преждевременно устанавливать сроки вступления в силу законопроекта без предварительного тестирования системы участниками рынка. «Во сколько обойдется стыковка электронной путевки с туроператорскими, турагентскими системами бронирования, стоимость размещения электронной путевки в системе — есть много вопросов. Предполагаемая стоимость облуживания одной путевки 300 рублей — откуда взялась эта сумма? С нашей точки зрения, нужно сделать подробное обоснование. Мы понимаем, оператор хочет вернуть средства, которые планирует инвестировать в систему. Однако наша задача — снижать стоимость турпродукта для конечного потребителя, а не повышать ее», — добавил Кривоносов.

Он обратился к авторам законопроекта с просьбой учесть пожелания и вопросы, прозвучавшие на круглом столе, с целью внесения корректировок в существующий документ либо внесения нового проекта закона. «Для этого и существует нулевое чтение, чтобы понять объем сложностей. Должно быть предварительное тестирование продукта, его новой версии, с созданием рабочей группы, где будут отслеживаться и корректироваться результаты внедрения системы. Подкомитет по туризму на сегодняшний день законопроект в таком виде не поддерживает», — подытожил депутат.

Глава комитета ГД по молодежной политике, спорту и туризму Михаил Дегтярев добавил, что отзывы, предложения и замечания по законопроекту принимаются в комитет до 10 декабря 2019 года. Он подчеркнул, что считает нецелесообразным принимать закон, который вводит штрафные санкции, не зная, в каком состоянии система находится сейчас.

«Если в результате принятия поправок в законодательство будут ущемлены права туристов, или туристические компании разорятся и пострадают туристы, то ответственность ляжет на депутатов. Мы поддерживаем цифровизацию и разработку высокотехнологичных систем, которые смогут сделать рынок туруслуг прозрачным и надежным. При этом считаем, что внедрение должно быть постепенным, пройти тестирование, соответствовать стандартам качества», — сказал Дегтярев.

История вопроса

«Электронная путевка» – информационная система, в которую туроператоры должны вносить данные по каждому проданному туру. На основе этой информации должен формироваться документ с уникальным номером. На создание системы в 2015-2017 годах из бюджета было выделено 500 млн рублей, ее разработкой занималась группа «Астерос». Предполагалось, что система заработает с 1 января 2018 года, она заработала в тестовом режиме, но пользоваться ей оказалось невозможным из-за слишком большого числа недоработок. Сама компания «Астерос» в июле 2018 года была признана арбитражным судом банкротом.

В мае 2018 года Ростуризм и государственная корпорация «Ростех» обратились к президенту РФ с просьбой передать функции оператора системы на условиях концессии АО «Национальные туристические технологии» (НТТ), входящему в структуру государственной корпорации «Ростех».

Ранее в Ростуризме неоднократно заявляли, что введение «Электронной путевки» позволит сделать туристический рынок полностью прозрачным и избавить его от серых и черных схем, так как туроператоры должны будут вносить в систему все проданные туры.

Эксперты рынка в свою очередь выражали опасения, что внедрение электронной путевки может повысить стоимость туров, так как потребует дополнительных затрат от туроператоров.

Источник